Газета «ЗА КАЛУЖСКОЙ ЗАСТАВОй»
25.11.2016
Тот самый Пушкин
Новый сезон в театре «Бенефис» открылся премьерным спектаклем «А.С. Пушкин. Сегодня я люблю…», который сразу же покорил зрителей.
Действие начинается еще в фойе — современными зонгами (вспоминаются традиции поэтического театра на Таганке). Артисты с драйвом исполняют песни «Ночных снайперов», «Битлов», группы «Браво». И вот мы уже слышим: «Конечно, Пушкин!» Такое вступление сразу, как камертон, настраивает на нужную импровизационную тональность сценического действа. Как, впрочем, и первая мизансцена: словно дирижер из «Репетиции оркестра» Феллини, таинственный маэстро гипнотическими движениями погружает группу артистов в иную реальность.
Обращение к классике, тем более к творчеству А.С. Пушкина, сложно и очень ответственно. Но художественный руководитель «Бенефиса» Анна Неровная всегда находит неординарный, именно ей свойственный подход к любому материалу. Вот и на этот раз она пошла по пути наибольшего сопротивления и благородного риска. В основе спектакля этюдный метод и полет творческой фантазии.
Спектакль синтетичен по своей природе, хотя все же наблюдается движение от «легких» жанров к «сложным». Постепенно нарастает драматическая линия, кульминацией которой становится блестяще сыгранный актерами этюд «Русалка». Поражает режиссерское решение этой
сцены — изящный проход актрисы сквозь анфиладу арок под проливным дождем усиливает трагическое звучание темы женского одиночества.
Речь идет о современном прочтении материала, а потому соединение в одном пространстве воздушных платьев, элегантных костюмов пушкинской поры с джинсами и футболками, хоть и выглядит эклектично, воспринимается как стилистически продуманный ход (художник по костюмам — А.Габуева, костюмы — Г.Леонова).
Центральная тема, заявленная уже в названии, конечно же, любовь! В спектакле это чувство выражено многогранно и полифонично. Любовь — это и что-то интимное, не требующее слов, иногда достаточно просто взгляда (на камерной сцене мизансцены, лица особенно хорошо видны). Любовь — это и спасение (например, девушки, стоящей на краю подоконника), и вдохновение, и то, что дает силы выжить в самых экстремальных условиях («Кавказский пленник»). Любовь — это и то, что способно глубоко ранить. Креативно поставлено объяснение в любви Онегина Татьяне и его отчаянный танец под мировой хит «Sunny». Казалось бы, это несоединимо, но и здесь художественное чутье и вкус не подвели режиссера и найдены совершенно неожиданные краски. Парадоксальное сочетание лишь усиливает шоковый эффект этой сцены.
Все эти разные, мозаичные лики любви создают общую картину спектакля. В результате театральной алхимии каким-то магическим, непостижимым образом на сцене появляется энергетика не только режиссера, актеров и их персонажей, но и лирического героя самого А.С. Пушкина.
Интересно, что образ поэта воплощен в двух началах — мужском и женском (талантливое исполнение роли Ангеликой Дробышевской). Тема двойничества, понимания творчества как зеркального, потустороннего мира
необычно подана в спектакле. Потому что гений — это нечто вне времени, пространства и даже пола.
Исследователи-филологи часто называют Пушкина «восьмым чудом света». Творческому коллективу театра удалось приблизиться к этому великому феномену, поэкспериментировать (Пушкин и сам любил разного роды эксперименты — так, например, появилась знаменитая онегинская строфа) и при этом оригинально признаться в любви самому великому из когда-либо живших Поэтов.
Алина БУРМИСТРОВА
кандидат филологических наук